Курсы НБ РК на сегодня, 31.01.2023
RUB 6.62 (-0.03)
EUR 501.31 (+0.27)
USD 459.92 (-0.51)

Новая система критериального оценивания повышает мотивацию и качество обучения школьников

С 2016 года школы начали постепенный переход к новой системе оценивания знаний и навыков учеников. Основная цель — повысить объективность оценивания, а также заинтересованность детей в обучении. О пользе критериального оценивания мы писали ранее: https://goo.gl/GeujQS. Чтобы объяснить суть новой системы и ее особенности, мы взяли интервью у одного из авторов этой методики Айданы Шилибековой. Она — кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра педагогических измерений автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные Школы» (НИШ), где методика разрабатывалась и проходила апробацию. Айдана Сенбековна проводила исследование на тему «Оценка эффективности применения учителем формативного оценивания в классе» по программе «Болашак» в Университете Лестера (Великобритания). Она является сертифицированным тренером и экспертом по оцениванию уровневых программ повышения квалификации учителей, разработанных Центром педагогического мастерства НИШ совместно с Университетом Кембриджа. В.: Что такое критериальное оценивание? А.: Система критериального оценивания (КО) в школах — это уникальная казахстанская модель, основанная на отечественных достижениях и мировых трендах в сфере образования. КО проводится по двум видам: 1.Формативное оценивание. Проводится непрерывно, в течение всего учебного процесса ученик получает обратную связь (комментарии, рекомендации) от учителя для лучшего понимания материала и повышения показателей своей успеваемости. Оценка не выставляется, но ученик видит четкую картину и понимает, что нужно подтянуть до суммативного оценивания. 2.Суммативное оценивание. Проводится для определения уровня усвоения материалов учебной программы. Баллы выставляются: -после изучения каждого раздела учебной программы; -в конце четверти. В конце каждой четверти и года на основе накопленных баллов выставляются оценки по 5-балльной шкале. Система КО была внедрена с 2015 года в 30-ти пилотных школах и проходит там апробацию. До этого она более шести лет разрабатывалась и тестировалась на базе НИШ. Специалистами были изучены опыт и методология многих стран, в том числе Великобритании, Сингапура, Финляндии и других. В данный момент мы тщательно изучаем предложения и замечания учителей, самих школьников, смотрим, насколько новая методика влияет на мотивацию и успеваемость учеников. В.: Почему возникла необходимость перехода к новой системе оценивания? А.: Переход к новой системе связан с требованиями времени. Мы не станем оспаривать тот факт, что традиционный метод оценивания эффективен, но он был внедрен 70 лет назад и до сих пор оставался неизменным. Раньше процесс оценивания был достаточно простым, а единственными источниками информации для учеников были книги и учителя. Сейчас мы живем в мире глобальной информатизации и доступности информации, качество и достоверность которой нужно проверять. И здесь возникает первая проблема: сейчас недостаточно просто иметь определенный объем знаний. Нужно уметь анализировать полученную информацию и применять эти знания, создавая новые продукты. Важно критически мыслить, самостоятельно обучаться и т.д. Приведу простой пример: подготовка рефератов. Раньше ученики в процессе их написания ходили в библиотеку за литературой, собирали информацию, выписывали ее, структурировали, оформляли работы по всем правилам и только тогда получали хорошие оценки. Сейчас готовые рефераты можно скачать из Интернета, и за такую «работу» ученики могут ждать высоких баллов. Поэтому на смену рефератам пришли проектные работы, в процессе подготовки которых учащиеся могут продемонстрировать знания, способность формулировать гипотезы и выводы, решать проблемные вопросы, анализировать и синтезировать информацию. Оценка должна выставляться с учетом всех этих критериев. Другая проблема — субъективность оценки. Не секрет, что в школе учитель сравнивает работы детей в одном классе. Когда оценка полностью зависит от учителя, она становится субъективным и демотивирующим фактором. Это отмечают и международные эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Учителя, как правило, выставляют оценки на основе сравнения со средним, высоким и низким уровнями знаний учеников в классе. При этом не существует гарантий того, что два ученика, получивших одинаковую оценку от разных учителей в различных школах, показывают одинаковый уровень знаний». Озвученные проблемы подтверждаются исследованиями независимых отечественных и международных организаций, которые анализировали систему среднего образования нашей страны (Информационно-аналитический центр Министерства образования и науки, Назарбаев Университет, ОЭСР, Всемирный банк). Результаты показывают, что оценки, выставленные учителями, не формируют четкую картину получаемых ребятами знаний и навыков, а уровень учебных достижений остается непонятным. Также отсутствуют четкие критерии оценивания, из-за чего отметки выставляются произвольно. Главный вывод этих исследований: необходимы радикальные изменения в существующей системе оценивания знаний. Внедрение системы КО — это один из самых перспективных проектов для обновления содержания образования: она направлена на то, чтобы оценка была прозрачна, объективна и достоверна. В.: Когда будет завершен переход к новой системе? А.: Полный переход на обновленное содержание образования с 1 по 12 классы планируется в 2019-2020 учебном году. Новая система оценивания внедряется поэтапно и сроки определены в следующем порядке: - 2016-2017 учебный год — 1 класс (апробация — 2 класс); - 2017-2018 учебный год — 2, 5, 7 классы (апробация — 3 класс); - 2018-2019 учебный год — 3, 6, 8, 10 классы (апробация — 4 класс); - 2019-2020 учебный год — 4, 9, 11 (12) классы. Параллельно с внедрением идет апробация в начальных классах на базе 30-ти пилотных школ республики. Систематически проводится диагностическое тестирование учеников пилотных и контрольных школ. Озвучу результаты такого тестирования за апрель 2017 года, в котором участвовали 30 пилотных и 16 контрольных школ по всей республике (в список вошли школы разного типа: городские, сельские, гимназии, лицеи, малокомплектные) и оценивались знания и навыки учащихся по познанию мира и естествознанию, родному языку, математике. «На выходе» ученики вторых классов пилотных школ показали значительный прогресс: их средний балл (+30,2 баллов) в два с лишним раза превысил аналогичный показатель учеников контрольных школ (+14,7 баллов). Также отмечено повышение минимального балла, значительная поддержка слабоуспевающих детей и, соответственно, прогресс в их обучении: минимальный балл повысился с 64 до 107 (+43) в пилотных школах и с 81 до 100 (+19) – в контрольных. Примечательно, что успехи учеников пилотных школ чаще всего проявляются во время выполнения заданий открытого типа, направленных на способность анализировать информацию, представленную в текстах и иллюстрациях, составлять вопросы, ориентироваться в геометрических конструкциях, формулировать выводы. Самый главный результат обучения по обновленным программам — сокращение разницы между сельскими и городскими школами, а также различными типами школ (лицеи, гимназии, средние и малокомплектные школы). В этом и заключается основная цель обновленного содержания обучения — предоставить равный доступ к качественному образованию всем школьникам страны. Сегодня новая система внедрена только в первых классах, поэтому говорить об улучшении конкретных показателей, в том числе успеваемости, — преждевременно. Ждать сиюминутных результатов нет смысла: работают долгосрочные индикаторы, зависящие от множества факторов. Тем более речь идет о более, чем семи тысячах школ. Бесспорно только одно: постепенный переход от стагнации к повышению качества образования начался. 6 сентября 2017 г.