Курсы НБ РК на сегодня, 23.11.2024
RUB 4.85 (-0.06)
EUR 519.72 (-0.93)
USD 498.34 (+3.47)

Почему в Казахстане не работает закон об автокреслах?

В третье воскресенье месяца во всем мире отмечают День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. От травм, полученных в результате ДТП, во всем мире погибает чуть меньше людей, чем от рака. А рак – вторая по распространенности причина смерти после сердечно-сосудистых заболеваний.


Кроме того, ДТП – главная причина смерти детей в возрасте от пяти до 15 лет. Почему так происходит и как обстоят дела с детской безопасностью, рассуждает колумнист Sputnik.

Выписка по-королевски

Моя дочь родилась за три года до принятия в Казахстане закона об обязательном использовании "детских удерживающих устройств" в автомобиле. На дворе стоял снежный ноябрь. В день выписки из роддома в палату заглянула медсестра:

— Давайте ляльку одевать! А где…
— Она уже одета, — отвечаю я.

Медсестра с удивлением смотрит на ребенка в обычном бодике и смешной шапке в виде совы. Никакой другой одежды на девочке нет.

— Холодно же. В одеялко, что ли, заверните!
— У нас внизу автокресло с теплым конвертом, — отвечаю я.

В этот момент в палату входит сияющий муж, берет дочь на руки. Спускаемся вниз. Медсестра с очень странным выражением лица наблюдает за тем, как ребенка "упаковывают" в коричневый "спальный мешок", уложенный в автокресло. В "мешке" прорези для ремней. Надо сказать, что в то время такой конверт найти было непросто. Ребенка фиксируют, "кокон" застегивают поверх ремней и переносят конструкцию в машину. В машине жарко – автоконверт расстегивается, и ребенок путешествует в полном комфорте до дома.

Мы были не единственными родителями, которые предпочли надежные, почти космические технологии, позволяющие защитить хрупкое тело ребенка даже в самых жутких авариях.

Но большинство семей забирали ребенка "на ручках".


Своеобразный вклад в популяризацию автокресел в 2013 внесла королевская чета Уильям и Кейт Миддлтон. В Великобритании ребенка просто не "выпишут" без автокресла. Поэтому гордый отец забирал маленького принца в детском автокресле. Церемония транслировалась на весь мир и еще долго обсуждалась, ведь Уильям неправильно пристегнул первенца. Интересно, что кресло Джорджа перешло "по наследству" средней сестре Шарлотте, а затем и младшему брату Луи.

Хотели "по Европе", получилось…

В 2015 году в Казахстане вступил в силу "закон об автокреслах". Принятый, казалось бы, в интересах детей, он оказался настоящей проблемой и катастрофой для всех, включая несовершеннолетних пассажиров.
Основных проблем здесь две: расплывчатая формулировка "удерживающее устройство" и отсутствие условий для его исполнения.

Касательно формулировки: многочисленными краш-тестами доказано, что защиту ребенка в автомобиле обеспечивает только качественное автокресло, причем младенцев до полутора лет необходимо перевозить в креслах категории 0+, установленных против хода движения. Таким образом, при столкновении по инерции тело ребенка продолжит двигаться "вперед" вместе с безопасной спинкой автокресла, что поможет избежать самой частой и серьезной травмы шейного отдела позвоночника ребенка. Сидящий лицом по ходу движения малыш может получить перелом шеи.

В законе же сказано следующее: в соответствии с требованием подпункта 37 пункта 4 статьи 54 Закона Республики Казахстан "О дорожном движении" водителю транспортного средства запрещается перевозить детей до 12 лет при отсутствии детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье механического транспортного средства — при отсутствии детского удерживающего устройства. Аналогичная норма содержится в пункте 7 раздела 22 (Перевозка пассажиров) новых Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РК от 13 ноября 2014 года.

Упоминание "иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности" привело к тому, что рынок наводнили всевозможные "заменители" автокресел – от относительно безопасных бустеров, которые можно использовать только для детей старше 7 лет, до дешевых "муляжей" автокресел, сделанных целиком из пенопласта, накладок на ремни и "мягких" тканевых фартуков, цепляющихся к креслу.

Ни одно из этих устройств не гарантирует безопасности ребенка, а независимые краш-тесты показали, что они способны нанести ребенку дополнительный вред.

Что касается отсутствия условий, то дело в чем: перед принятием закона представители МВД говорили о том, что все службы такси закупят автокресла и будут предоставлять их клиенту по запросу. В таксопарках к этой идее отнеслись прохладно, но сразу объявили о том, что за автокресло придется доплатить 500 тенге.

К середине 2015 года в Алматы с населением 2,5 миллиона человек на весь город нашлось всего четыре автокресла. И те в основном группы 2-3 (с трех до 12 лет). Остальные под видом автокресел предлагали вышеупомянутые накладки на ремни либо вовсе отказывались принимать заказ.

Отдельного упоминания стоят "разъяснения" стражей правопорядка, которые, комментируя журналистам поправки, "путались в показаниях" и делали противоречивые заявления.

Потом тему автокресел медленно, но верно свели на нет. По факту закон есть, и о нем вспоминают дважды в год – на День защиты детей и на 1 сентября, нещадно штрафуя водителей, перевозящих детей без автокресел, в остальное время даже на трассе на не пристегнутых несовершеннолетних пассажиров никто не обращает внимание.

Как говорится, суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Активисты безопасности дорожного движения выступают за самые радикальные меры в отношении родителей, не использующих автокресла для своих детей – от лишения родительских прав до уголовной ответственности за покушение на жизнь ребенка. Такое мнение, в частности, высказали представители Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога", выступая на брифинге в мультимедийном пресс-центре Sputnik.

При этом ни у общественников, ни у стражей порядка нет ответа на вопрос, что делать семьям с двумя-тремя детьми в условиях, когда невозможно вызвать такси с детским креслом (а если число пассажиров с учетом детей превышает четыре человека – вызывать нужно уже микроавтобус) и воспользоваться общественным транспортом тоже нельзя.

Как быть взрослому с маленьким ребенком, оказавшемуся на улице в непогоду?

В крупных городах есть услуги детского такси, но, во-первых, их мало, работают они всегда по предзаказу и, в основном, занимаются развозкой детей по школам. И такие услуги стоят как минимум в два раза дороже, чем стандартный тариф.

А как у соседей?

В России аналогичный закон был принят в начале двухтысячных. В 2017 году в него внесли послабления – детей в возрасте от 7 до 12 лет разрешили перевозить на заднем сидении пристегнутыми штатным ремнем.

При этом стандартные правила относительно использования штатного ремня от автопроизводителей остаются прежними: вес от 35 килограммов и рост от 150 сантиметров. Такой рост необходим для того, чтобы трехточечный ремень проходил по костям таза и грудины пассажира и не нанес дополнительных травм.

По мнению авторов поправок, роста ребенка от 130 сантиметров вполне достаточно. Однако для перевозки детей до 12 лет на переднем сидении все равно требуется удерживающее устройство. Равно как карсит обязателен для детей до семи лет.

Сколько стоит автокресло?

Для начала стоит упомянуть, что кресла бывают разных модификаций и возрастных категорий. Это связано с особенностями физиологии ребенка. Некоторые кресла могут "расти" вместе с ребенком за счет изменения конфигурации.

Среди основных групп можно выделить следующие:

- Группа 0/0+ — с рождения до года, вес до 13 килограммов. 0+/1 – с рождения до 4 лет и вес до 18 килограммов.
- Группа 1/2 – с 9 месяцев до 7 лет, вес 9-25 килограммов, Группа 1/2/3 — с 9 месяцев до 12 лет, вес 9-36 килограммов.
- Группа 2/3 – с 3 до 12 лет, вес 15-36 килограммов.

Карситы – недешевое удовольствие. "Ноунейм" без звезд категории 0+ предлагают в среднем около 24 тысяч тенге (65 долларов). Звезды – показатель степени надежности по результатам краш-тестов.

"Брендовые пятизвездочные" модели стоят от 40 тысяч тенге (около 110 долларов).
Включающие сразу несколько категорий креста стоят дороже 60 тысяч тенге (более 160 долларов).

В Алматы и Астане некоторые компании предлагают автокресла напрокат по вполне гуманной стоимости – от 500 тенге в сутки (1,3 доллара). Эта услуга удобна для родителей, у которых нет собственной машины, либо тех, кто ждет в гости родственников с детьми.

Подержанные автокресла можно смело покупать после визуального осмотра: кресло не должно быть после аварии и иметь трещины и повреждения на внутреннем слое демпфера. Обычно он изготавливается из пенопласта, уложенного в прочную раму из высококачественного пластика.

Неточная статистика

Только в первом полугодии на дорогах Казахстана погиб 71 ребенок, пострадали 1 578 детей. Эти цифры представлены комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. При этом даже после вступления в силу закона об автокреслах в такой статистике до сих пор не разделяются пассажиры и пешеходы. Поэтому отследить динамику смертей и травматизма невозможно.

Есть и другой аспект, на который обращает внимание ВОЗ. Если человек получил травму в ДТП, выписался из больницы и спустя некоторое время умер из-за ухудшения здоровья, вызванного этой травмой – такая смерть тоже не идет в статистику смертей в результате аварии.

Эффект торпеды

Есть еще один аспект безопасности в автомобиле: для того, чтобы минимизировать риск получения травм, все пассажиры в авто должны быть пристегнуты, включая взрослых на заднем сидении. Все тяжелые предметы (сумки, игрушки) зафиксированы или убраны в багажник. При перевозке домашних животных их клетки или сами звери тоже должны быть пристегнуты. Для них разработаны специальные жилеты, через которые пропускают ремни безопасности. В противном случае любой незафиксированный предмет может нанести другим пассажирам травмы, несовместимые с жизнью.

А теперь вопрос: когда наше самосознание дорастет до выполнения всех этих требований?