Курсы НБ РК на сегодня, 25.11.2024
RUB 4.85 (0.00)
EUR 519.72 (0.00)
USD 498.34 (0.00)

Основные аспекты обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан

Причины осуществления модернизации образования в Казахстане во многом связаны с переменами, происходящими во всем мире. Благодаря росту научно-технического прогресса усиливается спрос на информацию, образование, культуру. Большая часть людей занята творческой деятельностью по обеспечению разнообразных потребностей как общества, так и отдельных людей. Эти обстоятельства сводятся к информационным проблемам. Поэтому главное, чему следует учить, – умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е. информационная культура. Система образования в Республике Казахстан должна стать конкурентноспособной, чтобы все учащиеся могли быть готовы к этому процессу. С этой целью и была разработана новая программа среднего образования Республики Казахстан. Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 30 мая начали работу курсов повышения квалификации педагогов страны в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Содержание курсов повышения квалификации педагогических работников по обновленному содержанию среднего образования включает ряд аспектов. Так, в обновленной программе продумана межпредметная интеграция. Так как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической и информационной интеграции, то и в школе, где формируется мировоззрение выпускника, также должна осуществляться предметная интеграция. Цель ее – избежать предметной разобщенности, фрагментарности в системе взглядов учащихся. Новшеством обновленной программы является четкое определение ожидаемых результатов по каждой цели программы. Теперь у учителя появится возможность точно оценить результаты обучения, которые помогут и учителю, и обучающемуся определить степень достижения целей. Отсюда – возможность корректировки преподавания для учителя и возможность определения своего уровня обученности для обучающихся. Что также влечет за собой формирование думающего ученика, обладающего навыками саморегуляции, и рефлексирующего учителя. Посредством программы осуществляется принцип непрерывности обучения. Этот принцип ориентирует на достижение целостности образовательного процесса, который изначально состоит из отдельных прерывных ступеней. Здесь непрерывность осуществляется через преемственность между отдельными стадиями, этапами, ступенями. Результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Наши школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях,содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому возникает необходимость изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому в новой программе раскрывается деятельностный подход, концепцию которого предложил американский ученый Д. Дьюи. Основными принципами этого подхода стали следующие: - учет интересов учащихся; - учение через обучение мысли и действию; - познание и знание – следствия преодоления трудностей; - свободная творческая работа и сотрудничество. Деятельностный подход в программе реализуется через моделирование и анализ жизненных ситуаций, использование активных и интерактивных методик, участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность, обеспечивающие свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребенка подхода к решению задачи. Иными словами, деятельностный подход реализуется через активное обучение, главной особенность которого является исследовательское обучение. Рассматриваются основные аспекты активного обучения и пути его реализации на уроке. Важнейшей особенностью программы также является соблюдение принципа минимакса. Его идея заключена в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. (А.А. Леонтьев). Понятно, что все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Поэтому необходимо выделить два уровня – максимальный, определяемый зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы (то, что Л.В. Занков называл «высоким» уровнем трудности), и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения. Этот принцип является оптимальным для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями, в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Работа на уроке ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от «двойки», что гораздо важнее для развития мотивационной сферы. Так осуществляется и дифференцированный подход в обучении, который является следствием соблюдения принципа минимакса. Особое место в программе отведено политике трехъязычия, которая призвана сформировать лингвистическую компетенцию учащихся для развития эффективной коммуникации и содействия поступлению в высшие учебные заведения международного уровня. Политика трехъязычного обучения определяет единые подходы в обучении и роль учителей языковых и неязыковых предметов. Такой аспект программы, как развитие творчества, осуществляется благодаря деятельностному подходу в обучении, где развитие творчества становится смыслообразующей частью всего обучения. Основываясь на заданиях, составленных по таксономии Б. Блума, учителя создают возможность каждому ученику для реализации его творчества. Кроме того, задания, которые предлагают в учебном плане программы, позволяют учителю выбрать траекторию преподавания, которая развивает творчество обучающихся. Важнейшим процессом в обучении является процесс оценивания учебных достижений. Он дает возможность и обучающимся, и учителям определить степень продвижения в своей деятельности. Система оценивания принципиально отличается от традиционной. Четко разработанные критерии оценивания позволят осуществлять формативное и суммативное оценивание. И здесь особое значение имеет формативное оценивание, которое является текущим. Формативное оценивание, согласно программе, будет осуществляться через формативные задания для оценивания, а также через обратную связь. Суммативное оценивание будет проводиться несколько раз в четверть по разделам, что также позволит определятьстепень достижения целей обучающимися. Казахстанский республиканский информационно-методический журнал «Открытая школа» №6 (157), август 2016